В 2021 году в России была введена обязательная маркировка минеральной воды. В рамках эксперимента ассортимент несладких напитков постепенно расширяется.
Почему законодатели задумались о добавлении в систему обязательной идентификации именно питьевой продукции?
По данным «Ростеха» в 2019 году питьевую воду подделывали чаще остальных продуктов. В некоторых регионах доля контрафактной продукции достигала 80% всего оборота.
Что же это означает на практике? Недобросовестные производители зачастую разливали по бутылям продукт «из-под» крана. О качестве и безопасности в этом случае речь не идет.
Обязательная маркировка позволит прослеживать историю каждой бутылки — от производственного цеха до покупателя.
Этапы введения обязательной маркировки воды
С 1 декабря 2021 года производителей обязали помечать бутыли с минералкой уникальными кодами системы Честный ЗНАК, а уже с марта 2022 года маркировка затронула и остальные виды бутилированных несладких напитков.
В ходе эксперимента есть 2 важных этапа, о которых обязательно надо помнить производителям, импортерам и дистрибьюторам.
1 ноября 2022 года — введение объемно-сортового учета
При реализации продукции с этой даты обязательным становится использование электронного документооборота. Оператор ЭДО передает сведения в систему Честный ЗНАК. Поставщики это делают в момент отгрузки, а розничные продавцы — после приемки и вывода бутылей из оборота.
Для упрощения процедуры принят объемно-сортовой учет. Он предполагает, что в универсальном передаточном документе указано наименование товара, его количество и идентификатор или GTIN, содержащий сведения о продуктах с одной характеристикой (например, вода негазированная, в пластиковой таре, 1л). При этом для каждой отдельной бутылки код Data Matrix не нужен.
Еще одно новшество — подавать в систему надо будет сведения даже в том случае, если продукт был выведен из оборота не по причине продажи:
- потеря партии;
- истечение срока годности;
- передаче на безвозмездной основе;
- использование для собственных нужд и т.п.
1 марта 2023 года — передача сведений о розничной продаже для всех участников товарооборота
Для реализации продукции обязательным становится использование контрольно-кассовых терминалов, т.е. онлайн-касс, подключенных к ОФД. Для сканирования индивидуальных кодов нужен будет 2D-сканер.
Как устроена система маркировки питьевой воды
Источник изображения: sbis.ru
Для каждой категории участников товарооборота прописаны свои правила и процедуры.
Производители и импортеры
- Регистрируются в системах Честный ЗНАК и в Ассоциации GS1 Rus.
- Заказывают индивидуальные коды Data Matrix.
- Наносят их тару — крышку или этикетку.
- Формируют УПД для дистрибьютеров.
Оптовые продавцы
- Обязательно наличие усиленной квалифицированной электронной подписи и регистрация в системе ЭДО.
- При приемке товара продавец сверяет фактическое количество кодов с данными, полученными от производителя, утверждает УПД, а затем передает сведения в систему Честный ЗНАК через оператора ЭДО.
Розничные магазины
- Дистрибьютор формирует универсальный передаточный документ обязательно с данными по объемно-сортовому учету.
- Магазин сверяет УПД с фактическим количеством. Если учет поэкземплярный, то необходимо отсканировать все коды. Для ОСУ — достаточно проверить GTIN и количество кодов маркировки.
- При покупке кассир сканирует код, ОФД добавляет его в чек и передает в систему. Единица выбывает из товарооборота.
Общепит
- Заведения, продающие воду через кассу, а также списывающие маркированную — при выводе из оборота в систему Честный знак передают сведения о причинах выбытия: списание, приготовление пищи и т.п.
- Заведения, которые используют воду только для готовки — до 1 декабря 2023 года регистрация в системе не нужна, бутыли выводит из оборота поставщик.
Как выглядит код маркировки
Индивидуальные коды Data Matrix — это наклейки размером 15 на 15 мм, которые распечатывают на специализированном оборудовании и наносят на тару.
В метке закодированы следующие сведения о товаре:
- GTIN;
- серийный номер упаковки;
- уникальный проверочный код;
- дополнительная информация — срок годности, условия хранения, рекомендуемая цена и т.п.
Куда помещают наклейку? Нанести ее можно на крышку, упаковку или этикетку.
Какая вода подлежит маркировке
В таблице перечислены виды продукции, на которую необходимо наносить индивидуальную маркировку.
Тип напитка | Коды по классификаторам ТН |
Природные минеральные воды, газированные | ОКПД 2: 11.07.11.110 |
ТН ВЭД: 2201, в т. ч. 2201 10 | |
Прочие категории | ОКПД 2: 11.07.11.120 |
11.07.11.130 | |
11.07.11.140 | |
11.07.11.150 | |
ТН ВЭД: 2201, в т. ч. 2201 90 000 0 |
Под требования подпадает только жидкость, разлитая по бутылкам. Вода из аппаратов, для детского питания, лед и снег не подлежат маркировке.
Основные требования к маркировке бутилированной воды
- Упаковка — прочная, не допускающая попадания внутрь инородных предметов, изготовленная из безопасных для здоровья материалов.
- Объем тары — не более 6 л.
В маркировке допустимы слова, несущие информацию о ее происхождении:
- артезианская;
- родниковая;
- талая.
Обязательные слова:
- столовая;
- лечебная;
- лечебно-столовая.
Информация о способе газации:
- природная;
- искусственная.
Необходимо указать номер скважины, из которой взята вода. На упаковке объемом до 5 литров, обязательно должен стоять срок годности. Он подразумевает данные о хранении и времени использования после вскрытия тары.
Штрафы за отсутствие индивидуальных кодов на бутылях
За производство и продажу продукции без кодов для разных категорий участников товарооборота предусмотрена административная ответственность — штраф и конфискация продукции:
- для должностных лиц — от 5 до 10 тыс. руб.;
- для ИП и физлиц — от 50 до 300 тыс. руб.
За нарушение правил маркировки, а также хранение, транспортировку и торговлю — также административная ответственность в виде штрафа:
- физлица — от 2 до 4 тыс. руб.;
- должностные лица — от 5 до 10 тыс. руб.
- ИП, юрлица — от 50 до 300 тыс. руб.
За оборот товара на сумму выше 1,5 млн руб. нарушитель понесет уголовную ответственность.
Подготовка к маркировке питьевой воды
Участники товарооборота регистрируются в системе Честный знак, подключаются к электронному документообороту, а также получают УКЭП.
Производители бутилированной воды должны дооснастить свои производственные линии специальными принтерами-аппликаторами, позволяющими в автоматическом режиме маркировать тару.
В розничных магазинах обновлению подлежит ККТ — прошивка должна поддерживать добавление маркировки в чек и передачу ее в систему в ОФД. Кассиры используют 2D-сканеры для считывания.
Наши решения для автоматической маркировки упакованной воды
Компания ООО «Арни-Групп» является отечественным производителем оборудования для маркировки. Мы — партнеры ЦРПТ, регулярно участвуем в экспериментах по нанесению кодов Data Matrix, отвечающих требованиям системы Честный ЗНАК, на разные группы товаров.
Мы подберем автоматические комплексы этикетирования для промышленного предприятия или небольшого цеха с учетом объема выпускаемой продукции, а также производственных мощностей.
Для маркировки тары с водой мы разработали аппликатор этикеток А150. Он предназначен для нанесения кодов на объекты, непрерывно движущиеся по конвейеру. Скорость выдачи — 45 м/мин, т.е. 20000 единиц в час.
Наша компания не только разрабатывает этикетировочные машины, автоматические комплексы для маркировки, принтеры-аппликаторы, но и является поставщиком расходных материалов (печатные головки, риббоны, этикетки).
Если вы столкнулись с трудностями при создании этикеток, то предлагаем воспользоваться нашим бесплатным программным обеспечением. Редактор LabelRedo поможет быстро создать шаблон, настроить подходящие шрифты, а также отредактировать базу данных продуктов.
Специалисты ООО «Арни-Групп» проводят подбор, настройку, ремонт и гарантийное обслуживание всего поставляемого оборудования.